Проблемы с речью у малыша:
когда без комплексной помощи не обойтись
Речевые нарушения – не редкость у детей дошкольного возраста. Зачастую они связаны с неврологическим патологиями. Многие из них можно исправить без применения лекарств – если своевременно обратиться за помощью.

Если вы заметили, что ребенок отстает в речевом развитии, обязательно посетите логопеда и при необходимости невролога. Если патологию вовремя не «поймать», она может привести к серьезным последствиям, которые останутся на всю жизнь.
Узнать о проблеме
Материал подготовлен совместно с медицинским центром «СМ-Клиника»
Кто в группе риска
Причин неврологических или речевых нарушений множество:
  • Воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде (гипоксия, инфекция, метаболические нарушения)
  • Наследственная предрасположенность – например, если в семье малыша кто-то заикается
  • Аутистические расстройства
  • Травмы во время родов
  • Инфекции и тяжелые заболевания в первые годы жизни
  • Нарушения слуха
  • Врожденные аномалии строения головного мозга
  • Психологические травмы у малыша: испуг, сильный стресс и т. д.
  • Неблагоприятная обстановка
Как формируется речь малыша?
В 1,5-2 месяца у младенца появляется гуление. С малышом важно разговаривать даже в этом возрасте.

С 6-7 месяцев появляется лепет, формируются первые слоги.

В возрасте 1 года ребенок может произносить от 2 до 10 слов.
В 2 года говорит простые фразы, состоящие из двух слов, словарный запас может достигать 200 слов.

В 3 года в речи ребенка появляются фразы из 3-4 слов, словарный запас составляет 300-800 слов.
С 4 лет ребенок может употреблять развернутые предложения, включающие все части речи.

К 5 годам обычно овладевает всеми звуками, включая Р, Л. В предложении используются все части речи. Ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, мебель, посуда, овощи и т. д.).
Совет родителям:

Для полноценного развития малыша следите за тем, чтобы телевизор не работал фоном, минимизируйте просмотр мультфильмов и игры в гаджетах, читайте ребенку каждый день книги по возрасту, занимайтесь развитием мелкой моторики и больше общайтесь со своим малышом. Если речь ребенка отличается от возрастных норм, советуем обратиться за помощью к специалисту.
Корень проблемы может скрываться гораздо глубже
Иногда при возникновении проблем с речью регулярных занятий с логопедом может быть недостаточно. Нарушения речи часто связаны с неврологическими патологиями, а значит, потребуется помощь невролога, по показаниям — нейропсихолога (а иногда и психиатра), сурдолога, в некоторых случаях нужна консультация генетика.

Так вы не потеряете время, которое необходимо для своевременного начала лечения и правильного развития ребенка в будущем. Специалисты обнаружат все возможные отклонения, даже те, на которые вы бы не обратили внимания. При необходимости врач отправит на более полное обследование, чтобы найти причины нарушений.

Тактика лечения подбирается на основании комплексного обследования.
Узнать о решении
Комплексный подход
к лечению активно
применяется в Центре неврологии и развития речи «СМ-Клиника»
Всего 3 шага к здоровью
1
Комплексная диагностика с помощью современной аппаратуры.
2
Консилиум с участием неврологов, логопедов, психологов и других специалистов разработает индивидуальную программу лечения для каждого конкретного случая.
3
Коррекция нарушений с помощью подходящих методик и инструментов: «Умное зеркало», аппарат БОС, рефлексотерапия, массаж, физиотерапия и многое другое.
Эффективные методы лечения
«Умное зеркало»
«Умное зеркало» – прибор, у котором ребенок видит свое отражение и может следить за своей речью и речью специалиста. Помогает в игровой форме корректировать речевые нарушения и обогащать словарный запас. Видео-фиксация занятий позволяет увидеть прогресс ребенка и показать его достижения родителям.
Аппарат биологической обратной связи (БОС)
БОС помогает обучить ребенка навыкам саморегуляции и управления речью. Такая методика позволяет в короткие сроки добиться правильной артикуляции, «поставить» дыхание и повысить эффективность занятий с логопедом.
Физиотерапия
Физиопроцедуры оказывают мощное воздействие на организм и показывают впечатляющие результаты в коррекции речевых и неврологических патологий.
Массаж и мануальная терапия
Детская мануальная терапия и различные виды массажа (включая логопедический) также весьма успешно используются в лечении неврологических расстройств и речевых нарушений. В результате курсового лечения: уходит мышечное напряжение, улучшается общее самочувствие, активизируется работа речевого центра.
Опытные специалисты
Центра неврологии и развития
«СМ-Клиника»
помогут
скорректировать следующие
речевые нарушения
у дошкольников и детей школьного возраста:
  • задержка речевого развития
  • ограниченный словарный запас
  • невнятная речь, заикание, нарушенный темп разговора –
    очень быстрая или медленная речь
  • неправильное произношение звуков, их замена
  • сложности с формулировкой мыслей
  • дисграфия (нарушение процесса письма) и дислексия
    (нарушение процесса чтения)
Помимо речевых нарушений, специалисты Центра неврологии и развития речи «СМ-Клиника» помогают справиться с неврологическими патологиями у детей разных возрастов – от новорожденных до подростков, такими как:
  • задержка моторного и психологического развития
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • эмоциональная нестабильность
  • головные боли, утомляемость, трудности с запоминанием информации
  • тики, энурез
  • нарушения сна, тревога и т. д.
Для каждого ребенка подбирают оптимальные методы лечения – в зависимости от его состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Коррекция проводится на основе командной работы неврологов, логопедов, сурдологов, психологов, дефектологов. На консилиуме они общим решением определяют наиболее эффективную тактику лечения для каждого конкретного случая.

Любые отклонения в работе нервной системы отражаются на развитии ребенка. Задача родителей – не упустить момент и вовремя обратиться за помощью.
Ваш ребенок - дошкольник?
Пройдите простой тест и узнайте, нормально ли развивается речь вашего малыша, и не пора ли идти к специалисту?
Ваша беременность и роды протекали без осложнений?
да
были осложнения
В 1,5-2 года малыш
мог/может назвать
простой предмет?
да
нет, позже
В 2,5-3 года малыш
умел/умеет произносить
простые фразы: «Хочу пить»,
«Дай машинку» и т.д.?
да
нет, позже
Ребенок пытается
заменять слова жестами
и мимикой?
нет, в основном старается говорить
да, есть такое
Ребенок развивается
хорошо, эмоционально
стабилен, спокойно спит?
да
наблюдаются некоторые проблемы
Есть ли у ребенка
трудности с запоминанием
информации?
нет
да, наблюдаются трудности
У вас нет причин для беспокойства - речь вашего ребенка развивается в соответствии с возрастными нормами
Тем не менее рекомендуем после трех лет ежегодно посещать логопеда - с профилактической целью.

Специалист сможет выявить отклонения от нормы, которые родители могут не замечать, и даст рекомендации по формированию правильной речи ребенка.
Скорее всего, вам с ребенком необходимо посетить логопеда и, возможно, невролога
Сегодня у врачей есть большой выбор инструментов
и методик, которые помогут эффективно справиться
как с неврологическими, так и с речевыми нарушениями.

Причем выявить и скорректировать дефекты желательно
до поступления в школу, для того чтобы они не стали препятствием в освоении школьной программы.